Благовещенск

26 Марта 2016

«У нас совершенно безумная работа, и жить в таком ритме могут только родственные души, — признается директор Амурской филармонии Ольга Смирнова. — Поэтому мы очень трепетно относимся к семьям, которые рождаются в наших стенах, и гордимся семейными династиями». Как живется под одной крышей творческим людям, рассказали корреспондентам «Амурской правды» наши сегодняшние герои.

«Или домра, или ничего!»

Виктор Гора пришел в амурскую филармонию в начале 60?х, когда она только создавалась. «Я руководил секстетом русских народных инструментов в Благовещенске, — вспоминает Виктор Иосифович. — Работали в филармонии летом на разовых концертах, когда были отпуска. С нами пели солисты Владимир Черненко, Николай Васильковский, сестры Шмелевы, которые известны по фильму «Карнавальная ночь», Вера Гутым».

Художественный руководитель ансамбля народных инструментов «Карусель» признался, что в младшей дочке Ульяне сразу распознал музыкальный талант.

— Ульяна хотела играть на фортепиано, но я поставил условие: или домра, или ничего! — с улыбкой вспомнил Виктор Гора. — Способности у нее сразу проявились, я много делал музыкальных обработок для нее лично. Потом она поступила в музыкальное училище, окончила его и стала преподавателем по домре. Вышла замуж и изменила фамилию на Шальневу, а через пару лет поступила заочно в Хабаровский институт искусств и культуры. С девяти лет она играла во всех моих оркестрах, и сейчас в «Карусели» играет на домре малой. Вообще я строгий руководитель, хотя к Ульяне отношусь строже всех в коллективе, она уже не обижается — привыкла. Я горжусь своей дочкой!

В свою очередь Ульяна Шальнева (Гора) наказанием работу под руководством строгого папы не считает.

— Для меня это привычно. Из плюсов: я очень доверяю папе, как музыканту, педагогу. Поэтому конфликтов у нас практически нет. И я нисколько не жалею, что папа в свое время заставил меня учиться играть на домре.

Дебют в три месяца

Еще одна семейная пара — Ольга Грибалева-Фомина и Владимир Фомин — вместе руководит цирком «Ап!» в детской филармонии. Их двое детей — 16?летняя Арина и 11?летний Егор — чуть ли не с рождения вышли на большую сцену.

— 16?летняя Арина вышла, вернее, ее вынесли на сцену, когда ей исполнилось всего три месяца, — рассказала Ольга Владимировна. — У нас тогда была премьера программы «Окно в Париж». Арина успешно, на мой взгляд, сыграла роль дочери цыганки — проспала весь свой первый выход. Полноправное место в коллективе она заняла в три года, когда дебютировала в номере «Цыплята». Она была самым маленьким цыпленком, который появлялся из яйца. Арина делала кувырок, шпагат и убегала за кулисы.

Егор вышел на сцену немного позже — в четыре года. В номере «динозаврики» его доставали также из яйца, и он выполнял те же трюки, что и Арина.

— Мы стараемся дома говорить о чем?то другом, но о работе речь заходит, от этого не убежишь, — признались артисты цирка. — Мы любим свою работу, поэтому от этих разговоров не устаем. Когда рядом с тобой люди увлечены одним делом — это очень помогает. Цирк отнимает много времени. Человек, который работает в офисе с девяти до шести, никогда не поймет того, кто работает в цирке, на сцене, а мы друг друга отлично понимаем.

«В отпуске про работу — ни слова!»

Талантливая и красивая пара — Елена Беляева и Альберт Хан — стоит плечом к плечу не только в семейной лодке, но и у руля амурского камерного хора «Возрождение».

— Так случайно сложилось, — немного смущенно призналась Елена Геннадьевна. — Просто когда?то давно встретились два музыканта — и случился служебный роман. И с тех пор вот уже 18 лет мы работаем вместе. Одно из главных решений в жизни, что мне нужно принять предложение и возглавить «Возрождение», тоже принимали вместе — на семейном совете. Сейчас я могу сказать, что мы руководим этим коллективом вдвоем. Альберт занимается мужским составом, я — женским.

Елена Беляева не скрывает, что двум творческим людям быть вместе и на работе, и дома достаточно сложно. Спасает любовь — к работе, друг другу.

— Мы дома частенько рабочие вопросы обсуждаем, — призналась руководитель хора. — Можем ехать в машине домой и разговаривать о прошедшей репетиции или концерте или дома за ужином обсуждаем планы. Хотя бывают моменты, когда мы сознательно уходим от рабочих разговоров, особенно в отпуске. Стараемся вообще о работе не говорить в моменты отдыха, иногда получается. Я как?то в отпуске поймала себя на мысли, что мы уже неделю не произносим слов «возрождение» и «филармония».

В одном талантливые супруги уверены на все сто — с другим человеком они бы жить не смогли.

Украшения сцены и кресла руководителя

Про семейные пары и династии, которые работают или работали в филармонии, знает ведущий специалист по кадрам Людмила Малолеткина.

— В 90?е годы у нас в филармонии работал заслуженный артист РФ Сергей Волков — обладатель шикарного баритона. По совместительству его супруга Антонина Волкова была артисткой-вокалисткой. Этот семейный дуэт становился украшением наших концертов. Работал у нас и заслуженный артист, знаменитый тенор, его называли «русский итальянец», Валерий Шебалов, а с ним некоторое время трудилась администратором и его супруга Неля Андреевна. Нельзя не вспомнить директора филармонии Геннадия Самарина, а потом он передал бразды правления своему сыну Алексею Геннадьевичу.

К сожалению, мы не можем рассказать обо всех семьях и династиях Амурской филармонии. «Главное, что мы всегда ими гордимся! Не каждая организация может таким похвастаться», — поставила уверенную точку нынешний директор учреждения Ольга Смирнова.