Новости регионов

 Регионы проекта:

  • Благовещенск
  • Барнаул
  • Белгород
  • Владимир
  • Волгоград
  • Вологда
  • Екатеринбург
  • Иваново
  • Ижевск
  • Казань
  • Калуга
  • Киров
  • Липецк
  • Мурманск
  • Нижний Новгород
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Псков   >>>
  • Самара
  • Санкт-Петербург
  • Смоленск
  • Сыктывкар
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тула
  • Тюмень
  • Ульяновск
  • Уфа
  • Чита
  • Якутск
  • Полезные ссылки
  • Поиск




  • Выбор года
  • Текущий
  • 2015
  • 2014
  • 2013
  • 2012
  • 2011




  •  Псковский музей-заповедник презентовал икону XVI века, реставрация которой завершилась в этом году | Псков pskov.region-news.info  

    Псковский музей-заповедник презентовал икону XVI века, реставрация которой завершилась в этом году

    17.04.2016

    В экспозиции Поганкиных палат Псковского музея-заповедника состоялась презентация иконы XVI века «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот» («Зачатие Пресвятой Богородицы»), реставрация которой была завершена в начале этого года.

    Как сообщили Псковскому агентству информации в пресс-службе музея, выставке предшествовала многолетняя кропотливая работа псковских реставраторов: в 1988 – начале 2000 годов заведующая отделом реставрации Псковского музея-заповедника Наталия Ткачёва выполнила укрепление красочного слоя и левкаса и частичное раскрытие иконы, а в 2007 – начале 2016 годов художник-реставратор Михаил Владыкин – сложную реставрацию деревянной основы иконы, повторное укрепление, полное раскрытие авторской живописи от поздних записей, вставок и потемневшей олифы, дополнительное укрепление и подведение реставрационного грунта, тонирование утрат живописи.

    Древнейший источник, Протоевангелие Иакова, христианский апокриф, созданный в середине II - начале III веков, рассказывает, что Иоаким и Анна были богатой и благочестивой, но бездетной супружеской парой.

    В один из иудейских праздников Иоаким хотел принести жертвоприношения в Иерусалимском храме, но был остановлен неким Рувимом, сказавшим, что Иоаким не может приносить дары первым, так как «не произвел потомства Израилю». Опечаленный Иоаким ушел в пустыню и, поселившись в шатре, провёл в посте и молитве 40 дней и ночей, ожидая, «пока Господь не снизойдет» к нему.

    Анна также предалась скорби, усилившейся из-за обидных слов её служанки Иудифи. Но, не теряя надежды, продолжала молить Бога о даровании ребенка по примеру праведной Сарры, жены праведного Авраама. В Протоевангелии описывается явление Анне ангела Господня, возвестившего ей, что Господь внял её молитве. Анна обещала посвятить дитя Богу. Одновременно она узнала о возвращении Иоакима, которому тоже было откровение через ангела о рождении ребенка.

    Эти события легли в основу праздника Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы, который отмечается 22 (9 по старому стилю) декабря.

    Икона, представленная в экспозиции Псковского музея-заповедника, происходит, как предполагают реставраторы, из бывшей монастырской церкви Иоакима и Анны с Полонища, в фонды музея она поступила до Великой Отечественной войны. В 1944 году она вместе со всей коллекцией средневековой живописи Пскова была вывезена оккупантами в Германию. После войны в числе других псковских икон оказалась в Новгороде Великом. После возвращения в Псков в 1955 году находилась в неблагоприятных условиях Солодёжни, которая долгие годы являлась единственным хранилищем музея, откуда и поступила в мастерскую реставрации в 1988 году.

    Тяжёлое состояние памятника потребовало серьёзного реставрационного вмешательства, включающего не только укрепление и раскрытие, но и сложную работу с деревянной основой, отметили в музее.

    «С тех пор, как эта икона была написана, она претерпела три грубых поновительских ремонта, не считая более мелких промежуточных поновлений, - рассказывает художник-реставратор Михаил Владыкин. - Самый жестокий – в XIX веке, когда иконописец, подновляя её, срезал крупные участки левкаса и живописи по краям и даже части самого изображения, а потом всё переписал. Мы удалили все, искажавшие памятник, поздние наслоения и теперь каждый может видеть подлинную авторскую живопись XVI века иконы «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот». Появление ещё одного уникального памятника псковской иконописи в экспозиции – это настоящее событие для нашего музея!»

    Рядом с иконой размещён стенд с фотофиксацией, демонстрирующей основные этапы реставрации.

    «Эта икона, несомненно, написана очень опытным мастером, - говорит старший научный сотрудник Псковского музея-заповедника, хранитель экспозиции древнерусской живописи Мария Дубровская. – Обратите внимание, как искусно изображена трепещущая на ветру одежда Иоакима, как тонко художник запечатлел трогательные подробности этого священного момента: мы видим, как ступня Иоакима нежно касается носика башмачка его супруги Анны. Монументальность композиции и богатый колорит, изобилующий оттенками красного, создают ощущение праздника, а торжественный ритм архитектуры и изображение ангела, касающегося завесы кивория, подчёркивают божественный смысл события, описанного в Протоевангелии Иакова».

    «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот» – сюжет достаточно распространённый в христианском искусстве. Для псковичей особый интерес представляет пример росписи Преображенского собора Мирожского монастыря , где в юго-западном компартименте, под хорами, располагается один из самых подробных в монументальной живописи средневизантийского периода протоевангельских циклов, состоящий из композиций: «Отвержение даров», «Иоаким и Анна отпускают жертвенных агнцев», «Скорбь Иоакима и Анны», «Моление Анны», «Иоаким и Анна толкуют Книгу прор. Исаии», «Благовестие Анне», «Благовестие Иоакиму», «Встреча у Золотых ворот», «Праздничная трапеза Иоакима и Анны», «Рождество Богородицы. Купание Марии. Пеленание Марии», «Ласкание Марии», «Первые шаги Марии», «Введение во храм».

    Через четыре столетия после создания фресок Преображенского собора была написана икона «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот». И почти столько же времени прошло с тех пор до нашего времени. 

    Реставраторы и хранители экспозиции Псковского музея-заповедника посвятили эту выставку одной иконы своим безвременно ушедшим из жизни коллегам, реставраторам и исследователям, внесшим неоценимый вклад в дело сохранения и изучения памятников культуры древнего Пскова: Владимиру Сарабьянову, Ирине Родниковой, Николаю Гаврилову и Юлию Селиверстову.

     





    Внимание!
    При использовании материалов просьба указывать ссылку:
    «Новости регионов»,
    а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.region-news.info

    Все новости раздела






    © 2011-2014 "Региональные новости"
    info@region-news.info
    Информация об ограничении ответственности

    Ответственность за содержание данной новости несет ""

    Яндекс.Метрика

    Создание сайта, 2011«Экспресс-Интернет»
    Система управления сайтом«Экспресс-Веб»